ru | игры | обзоры | Тексты

Heavy Rain. Проверка временем

05.08.2022

Обзор дырявой интерактивной драмы, не гнушающейся нечестными приёмами для очарования игроков. Написан в рамках тестирования Steam Deck!

  • Примечание: изначально этот обзор публиковался на DTF.

Сюжет

В городе орудует серийный убийца, похищающий детей и оставляющий на местах преступлений фигурки оригами. Он так же предлагает отцам пройти несколько опасных испытаний, чтобы спасти детей. Наша цель – найти очередную жертву (сын одного из героев). Вы играете попеременно за четверых персонажей, у каждого из которых своя мотивация:

  • Отец пропавшего мальчика Итан Марс
  • Частный детектив Скотт Шелби
  • Журналистка Мэдисон Пейдж
  • Агент ФБР Норман Джейден

Игра получила BAFTA категории Best Story. Сюжет действительно увлекательный и если играть с определенным настроем (позволить игре вас удивлять и мысленно не пытаться делать каких бы то ни было умозаключений), то интрига сохраняется до самого конца.

Однако по итогу у меня появились две большие претензии:

  • Сюжет откровенно дырявый (не хочу спойлить, оставлю ссылку на забавное «руководство» в Steam с кучей примеров. Некоторые из них можно объяснить, но большинство – реально повод подумать).
  • В повествовании использованы подлые, на мой взгляд, приёмы, вводящие игрока в заблуждение.

В связи с этим, «бафта» за сюжет у меня лично вызывает вопросы.

Официальный трейлер для ПК-версии

Геймплей

Игры Quantic Dream сформировали собой отдельный жанр – интерактивную драму. Ближайшее геймплейно, что вспоминается, это серия The Walking Dead от Telltale. Мы всё так же смотрим кино, по ходу дела вмешиваясь, чтобы понажимать кнопки, но наши действия или бездействие могут иметь очень серьезные последствия.

Тонны QTE, погони — всё типично для данного жанра.

Типичный геймплей: подходишь к чему-то и появляются варианты возможных действий.

Глава студии Дэвид Кейдж на одной из своих презентаций назвал традиционные игровые механики «ограничивающими» и даже подкрепил свои слова слайдом «Game Mechanics are Evil!» («игровые механики — зло!»). Кейдж добавил, что с радостью избавился бы от них:

If you only have ten buttons to do ten actions that limits your vocabulary.

Дэвид Кейдж

«Какие-то десять клавиш, привязанных к конкретным действиям, сужают твой диапазон выразительных средств».

Вероятно, десятикратное нажатие кнопки Х с последующим стиком вверх этот диапазон расширяет. Так и запишем.

На само деле, я могу понять, что автор собирался воздействовать на игрока иным способом, но игровые механики – это то, как ИГРОК воздействует на происходящее вокруг, а уж никак не наоборот. В этом плане геймплей весьма монотонен, что позволяет лучше углубиться в происходящее на экране и действительно воспринимать как интерактивное кино.

Steam Deck

Игра находится в разделе Great on Deck. В целом подтверждаю — играется хорошо. Исключение — иногда дек приходится слишком сильно трясти вверх-вниз и махать в стороны, но, возможно, чувствительность можно поменять где-то в настройках (чего я, к сожалению, не нашла; зато нашла кучу похожих запросов на reddit). В нативном разрешении (1280х800) на максимальных настройках аккумулятора хватает на 1 час 50 минут игры, переход на средние (минус тени и более низкие настройки сглаживания) без существенной потери качества добавляет ещё полчаса — 2:20.

Вижуал и атмосфера

Если не считать откровенно топорных, нелепых лицевых анимаций, с визуальной составляющей у игры порядок. Сами персонажи выглядят отлично (можно оценить по достоинству на загрузочных экранах). Сеттинг в принципе атмосферный, но ничего примечательного. По эстетике это эдакий околонуарный детектив. Хорошо показан контраст между счастливыми солнечными деньками одного из героев и последующими печальными событиями, происходящими на фоне непрекращающихся ливней.

Атмосферу периодически нарушают монотонные выкрикивания «Шооон!» и «Джейсон!» когда один из персонажей зовёт своих сыновей (что уже само по себе стало мемом), и периодическое несоответствие происходящего на экране с играющей музыкой (предположу, что дело в анимациях).


«Шоооон!» или «Press X to Shaun»

На Steam Deck всё выглядит весьма годно. Дожди и лужи просто прекрасны. Небольшой перебор с эффектами свечения (bloom), но это регулируется в настройках.

Саундтрек хорош (лауреат BAFTA в категории Best Original Music) – симфонический оркестр, записывался на легендарной студии Abbey Road Studios в Лондоне. Но я такое фоном не поставлю и после нескольких прохождений он так же не осел у меня в памяти.

Хорошая озвучка персонажей. Отдельно стоит отметить работу Паскаля Лангдейла (из более свежих его работ – озвучка Бэгли в Watch Dogs: Legion). Его агония и пугающе реалистичные крики в одной из глав, были по достоинству оценены как игроками, так и критиками (ссылки: раз, два и три). К сожалению, имеется в моей жизни опыт, который даёт мне право говорить, что эти похвалы заслуженны.

Целевая аудитория

Белые, цис-… гхм… Игра однозначно ориентирована на взрослую аудиторию. Нагота, насилие – всего этого в избытке. Рейтинговое агентство ESRB присвоило игре рейтинг M (англ. — Mature) для аудитории возрастом 17+, PEGI – 18. Некоторые моменты и концовки крайне брутальны и жестоки.

Любопытные факты

В игре один из персонажей использует очки дополненной реальности. То, как работает «виртуальный рабочий стол» агента Джейдена удивительно точно похоже на то, как выглядит и функционирует SteamVR Home. И это в игре 2006 года! Интересно, вдохновлялись ли Valve игрой или у виртуального «дома» и Heavy Rain имеется иной, общий идейный вдохновитель?

Проверка временем

Игра неплохо состарилась, а где-то даже опередила своё время. Удостоилась BAFTA в категории Technical Innovation. Quantic Dream одними из первых в индустрии начали активно внедрять технологии захвата движений (Motion Capture), так что тут всё заслуженно. Кое-что об этом упоминают разработчики в ретроспективе к десятилетию игры: часть 1, часть 2, часть 3 (третья без перевода).

Один немаловажный аспект, который нынче нельзя игнорировать – изображение женщин. Не нужно разделять феминистскую идеологию, чтобы словить кринж. Первые три женщины, которых мы видим: первая – счастливая домохозяйка, вторая – проститутка, третья – в трусах.

Третья окажется одной из четырёх играбельных персонажей, но то, что у неё есть профессия (сюжетно довольно значимая и важная) выясняется только если сделать в игре определенный выбор или при просмотре концовки. Мимоходом она упоминает об этом в разговоре по телефону ближе к концу игры (опять-таки, ЕСЛИ его сделать).

Всё остальное время она по непонятным причинам трётся возле несчастного, вечно окровавленного чувака, который имеет весьма шелудивый, откровенно бомжеватый вид. И, естественно, она не раз заголится и станцует пару стриптизов на потеху зрителю.

Уместен мем:

С такими героинями не хочется ассоциироваться и вживаться в их роли, они весьма декоративны и это досадно.

Эти претензии даже не дань времени, а отражение реального образа мысли создателя. После небольшого исследования нашлись эпичные цитаты Дэвида Кейджа, главы Quantic Dream, которые говорят больше, чем хотелось бы знать:

“in my games, all women are whores”

“in the open space, there is a lack of tits”

“at Quantic Dream, we do not make games for fags.”

(“в моих играх все женщины шлюхи”

“в оупенспейсе мало сисек”

“мы в Quantic Dream не делаем игры для педиков”)

И пусть каждый решит сам, как относиться к творцу с таким взглядом на мир и к его творчеству. Я буду играть и другие игры Quantic Dream, но уже морально готовлюсь спалить не одну пару стульев если честно.

Что ещё?

Реиграбельность вполне себе есть: в игре множество концовок в зависимости от сделанных выборов. Достижения соответствующие так же имеются (примерно две пары взаимоисключающих за выборы и одна — за все 18 концовок). Немного головной боли добавляют достижения за прохождение QTE без ошибок.

Порт и оптимизация под ПК приятно порадовали. Тем не менее рекомендую для удобства всё же использовать контроллер.

В меню постепенно разблокируются концепт-арты и видеоролики о создании. Видно, что сделано всё с любовью.

За что ругают?

В основном, за сюжетные дыры и другие пункты, уже упомянутые в этом обзоре.

Послесловие

Игра, безусловно, довольно увлекательная. Мне впечатление подпортили нечестные приёмы в повествовании, которые по факту можно воспринять как введение игрока в заблуждение, и откровенно безвкусное и вульгарное изображение женщин.

Бонус!


Heavy Rain Chase Fail (Hilarious Laughter)

Когда-то давно мне показали это видео из-за истерического смеха на фоне. Знали бы вы, как трудно было проходить в игре это место и изо всех сил пытаться не засмеяться! (Я не сдержалась, рассмеялась и завалила пару QTE; ощущения непередаваемые.)

Ключевые слова

Интерактивная драма, детектив, нуар, несколько концовок, от третьего лица, выбор имеет значение, тайна, расследование, QTE, повествовательная, кинематографичная, триллер, для одного игрока, насилие.